FOX DC МЕНЯЕТ ВНЕШНОСТЬ
ДВА ГЛАВНЫХ ВОПРОСА На этот раз предстоял не короткий ознакомительный выход, а длительный ресурсный тест. Наш интерес подогревался желанием получить ответ на два вопроса: во-первых, насколько вообще была оправдана такая серьезная переделка в общем-то отработанной и уже знакомой модели и, во-вторых, можно ли было сделать это у нас так же хорошо, как делают финны, которые, по определению, плохо делать лодки просто не умеют... Подобной модернизации ни одна из моделей в линейке российских "Silver" еще не подвергалась. Надо было иметь серьезные причины, чтобы идти на определенный риск, отходя от первоначального проекта. Виктор Кожинов, руководитель "Yachting Russia" (см. "КиЯ" № 188), посещая регионы, где финское "серебро" особенно полюбилось, не раз от владельцев "Фоксов", особенно на Волге, слышал одно и то же пожелание сделать кормовой кокпит просторнее, а водителю и сидящему рядом пассажиру выделить по отдельному мягкому креслу. Это и стало основным побудительным мотивом к радикальным переменам. СОПОСТАВИМ НЕСОПОСТАВИМОЕ Короткие формальности, и вот уже трейлер с первым экземпляром новой модели "Silver Fox" катит за нами по Приозерскому шоссе к вуоксинским плесам и Северной Ладоге традиционным местам редакционных испытаний.
В линейке "Silver" эта модель занимает место среди малых открытых мотолодок длиной до 5 м. Пользуясь автомобильной терминологией, можно сказать, что "Фокс" относится к наиболее популярному "гольф-классу". При относительной компактности (4.85_1.95 м) это уже достаточно серьезное судно с пассажировместимостью до пяти человек и разрешенной категорией плавания "С", т. е. в прибрежных водах морей, на больших озерах и реках при ветре до 6 баллов и волне до 2 м. В советские времена в "одноклассники" "Фоксу" попали бы наши самые крупные мотолодки: "Крым-3", "Ладога-2", "Казанка-5", "Темп". Сегодня же в качестве ближайшего по классу можно назвать "Мастер-510".
Первым, конечно же, манит водительское место. Капитан получил кресло американской фирмы "Todd". Ковшеобразное сиденье из полипропилена с мягкой подушкой и спинкой на кнопочках (опция) вполне устроит водителя средней комплекции; положение кресла по длине лодки регулируется, так что можно выбрать наиболее удобное для работы за рулем. А главное теперь незачем тянуться к баранке с кормового дивана, как извозчику с облучка. На стоянке можно повернуться к противоположному борту или к корме либо подремать с удочкой. Приборная панель скромна по отделке и лаконична: только тахометр (с функциями диагностики двигателя) и показатель угла откидки мотора, врезанные в голый пластик. Эти приборы поставляются вместе с мотором "Suzuki-DF 50", которым комплектуется катер.
Покупателю советовали бы не экономить и дополнительно установить при покупке крайне необходимый для контроля напряжения в бортовой сети вольтметр. Разряженный не вовремя аккумулятор может доставить массу неприятностей.
УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ Открытый носовой кокпит хорош в мягкую летнюю погоду, когда приятно подставить лицо теплому встречному ветру. Но сколько таких выходов за лето в наших северных широтах вы сможете припомнить? Пять? Шесть? Правильно в остальные дни пассажиры, легкомысленно занявшие передние места, уже через четверть часа хода начинают проситься на места "за креслами". А в сильный ветер, непогоду, тем более в дождь, их просто "сдувает" в кормовую часть лодки, в укрытие за стеклами консолей. И происходит это независимо от того, сколько штатных мест предусмотрено в кормовом кокпите. Лодка сразу приобретает дифферент на корму, скорость падает, усиливаются удары корпусом о волну. А если остановились, и того хуже спасайся, кто может! Под ногами быстро прибывает вода: кокпит-то самоотливной, шпигаты при кормовом дифференте оказываются ниже ватерлинии. Лодка, конечно, не утонет, но все равно приятного мало. (Сразу отметим, что на лодках новой серии, даже если весь экипаж соберется в корме, вода в кокпит поступать не будет: можно перекрыть трубы шпигатов шаровым краном). На новом "Фоксе" от большинства этих недостатков, свойственных малым катерам, удалось избавиться. Во-первых, более носовая центровка выбрана настолько удачно, что выход на глиссирование стал очень плавным, почти незаметным. Прежний "горб" сопротивления удалось заметно сгладить. Теперь при необходимости "уйти в защиту" все пятеро членов экипажа могут занять в кормовом кокпите штатные места: двое останутся в креслах перед консолями, трое расположатся на кормовом диване. Ради справедливости надо сказать, что занявшим на диване боковые места придется сидеть по-школьному подобрав колени и выпрямив спину. Пассажир, сидящий в центре, может устроиться чуть покомфортнее, но все равно вальяжно раскинуться ему помешают соседи. Экипажу из людей солидной комплекции лучше выбирать в линейке "Silver" лодку классом "постарше", иначе они будут чувствовать себя несколько ущемленными. Новый увеличенный ходовой тент по-прежнему закрывает весь кормовой кокпит (это опция, как и тент стояночный). МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ Вышло солнце, перебираемся в носовой кокпит. Самое просторное сиденье носовое, но на скорости, тем более при ходе по волне, надо быть осторожным и не очень-то прижиматься спиной к острой окантовке металлической палубы. Правый бортовой диван настоящая софа с мягкой спинкой. Здесь можно устроиться даже полулежа, откинувшись на консоль, если вы, конечно, не будете при этом мешать обзору водителя. Левую бортовую приступочку мы прозвали местом для курения. Она совсем крошечная. Ее главное достоинство в том, что открывает свободный доступ к левому борту, поэтому забрасывать спиннинг или вываживать рыбу удобнее именно здесь. Всего мы насчитали восемь мест (пять в корме и три в носу), где можно устроиться экипажу. Но даже пять человек с полной выкладкой солидным багажом для "Фокса" перебор. Это уже будет не ходок на длинные расстояния - и тяжело, и тесно. С такой нагрузкой он с трудом выходит на глиссирование. В короткий летний выход налегке те же пять человек могут получить удовольствие от прогулки, но по-настоящему комфортно будут чувствовать себя на борту не более трех человек. Дневной крейсер для молодой семьи из трех человек и рыболовная лодка для двух друзей, наверное, это и есть, на наш взгляд, лучшее предназначение "Фокса", его место под солнцем. УПРАВЛЕНИЕ МЕЧТОЙ Свои выходы мы делали на еще новом необкатанном моторе "Suzuki DF 50". Поэтому и корпус, и новый четырехтактник раскрывали свои подлинные возможности постепенно. Первое запоминающееся ощущение обволакивающее чувство комфорта, полного умиротворения. Ничто не гремит, не трещит. На малых оборотах работу двигателя можно определить только по контрольной струйке вытекающей воды. (На 1000 об/мин шумность всего 56 дБ.) Корпус, вопреки всем ожиданиям, ничем не напоминает грохочущее "пустое ведро" совершенно не вибрирует. Монолитная уверенность глыбы, все мягко и плавно. Легкая податливость реверса. Комфортная скорость понятие сложное и самодостаточное; как известно автомобилистам, приятнее прошелестеть на скорости 40 км/ч на дорогой иномарке, чем выжимать за 90 км/ч на "Запорожце". Для "Фокса" это около 45 км/ч, причем расход составляет примерно 11.5 л/ч (шумность на 5000 об/мин 73 дБ). После окончания 10-часовой обкатки мы разогнались налегке уже до 57.3 км/ч со штатным винтом (15_11 1/8 дюймов). Максимальный расход на 6000 об/мин 16.7 л/ч. От 50-сильной машины, к тому же "задушенной" экологией, большей прыти ожидать и нельзя. На наш взгляд, для тех, "кто любит погорячее", подошел бы и "Suzuki DF 70", но вес его увеличится почти на 60 кг. И при числах оборотов на второй половине тахометра, которую мотор любит больше, лодка послушна и уверенно выполняет все "команды". С управлением справится даже ребенок. "Фокс" устойчив на курсе, подруливания не требуется. И все же это не лодка для гонщика. Все в меру: и динамика, и комфорт, и степенность серьезного судна. На водном "бездорожье" лодка ведет себя, как автомобиль с хорошей подвеской. Водяные "кочки" высотой до 0.3 м килеватый корпус (18°) проглатывает, не замечая, как машина шов на асфальте. На более высокой волне поведение лодки также вполне предсказуемо. До высоты волны 0.5 - 0.6 м скорость можно не снижать. При большей высоте появляются ощутимые удары, корпус может вылетать из воды, скорость приходится снижать. Но и на волне корпус не гремит, ощущение надежности не пропадает. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ:Ь
За первые 20 часов ходовых испытаний воды внутри корпуса мы не обнаружили. При ходе в направлении 3/4 к бегу волн появляется небольшое забрызгивание стекол. При циркуляции лодка имеет ощутимый внутренний крен. В поворот входит без проскальзывания, корпус выполняет четкий резаный поворот. На глиссирование лодка налегке выходит при 3500-3700 об/мин. Конечно, это, как и скоростные показатели, зависит от винта. Нами были испытаны четыре винта от трех фирм: "Suzuki", "Solas" и "Michigan". Максимальные скорости, достигнутые с алюминиевым "Мичиганом" (16 дюймов), 56.2 км/ч; стальным "Solas" (17 дюймов) 57.5 км/ч; алюминиевым "Suzuki" (14 дюймов) 56.3 км/ч и 58 км/ч с родным штатным 15-дюймовым винтом он и оказался наиболее скоростным. Но здесь не все однозначно (см. таблицу), и после полной обкатки двигателя будущим летом мы сделаем более точный подбор винтов. А вообще по проблеме выбора винта "свой или чужой" редакция готовит отдельный материал. И еще об одном режиме движения без мотора хотелось бы сказать. Лодка не оборудована веслами. Подойти к каменистому берегу, выбраться из тростника, сняться с мели, пришвартоваться на тесной стоянке, не имея весел, весла-гребка или отпорного крюка (этого требуют и правила!) невозможно. С этим связана и безопасность экипажа. Поэтому на борту хотелось бы видеть хотя бы штатное место для весла-гребка. Мы его расположили по левому борту. ВО ЧТО ОБОЙДЕТСЯ НОВЫЙ "ФОКС" Сама лодка с ходовыми огнями и электропомпой стоит 7900 евро, на 300 евро дороже предыдущей модели. Внесенные изменения, по нашему мнению, стоят этих денег. Сам двигатель "Suzuki DF 50" потянет на 5835 евро, причем в комплект поставки входят тахометр и прибор угла откидки мотора, ДУ реверсом и газом, штатный винт и бензобак на 25 л. Покупая двигатель вместе с лодкой, можно получить скидку на мотор "за пакетную поставку". Сторонникам "Honda" фирма установит и альтернативную модель "DF-50", но стоимость ее у производителя сегодня около 8000 евро. Кстати, сама установка двигателя на лодку вместе с тросами реверса-газа обойдется еще в 220 евро. Итого, за базовую комплектацию надо будет отдать около 14 000 евро. (узнать текущую цену на катера silver fox) При эксплуатации трудно обойтись без трейлера (примерно 900 евро), ходового и транспортировочного тентов (около 400 евро), мягких подушек на сиденья (220 евро для себя же, любимого!), а еще запасной винт, эхолот и GPS, свечи, масло, жилеты и т. д. Это трудно назвать опцией, на воде без всего этого обойтись тяжело. Такой комплект меньше чем на 16 000 евро навряд ли потянет. Сегодня такая сумма, по автомобильным меркам, как раз нижняя граница, с которой стартуют цены на машины "Гольф-класса". Вспоминая о цене современного городского автомобиля, хочется такого же комфорта, качества, надежности и на воде. Говорят, мы платим не за сам товар, а за свое представление о нем. Кому может быть доступен новый "Фокс"? Для молодого представителя среднего класса, который уже решил семейные проблемы с квартирой, машиной и достраивает дачу у воды, обновленный "Фокс" вполне доступная лодка. ПОРА ПОДВОДИТЬ ИТОГИ
статья опубликована в журнале "КАТЕРА И ЯХТЫ" № 192 за 2004 год. |