КОНЦЕПЦИЯ О производственной программе "Silver" мы достаточно подробно рассказывали в № 172. Единственно напомним, что основная черта, которая объединяет весь модельный ряд компании, начиная с 4-метровой "Colibri" и заканчивая 6.5-метровым "Eagle" - это использование двух разнородных по сути материалов: алюминиевого сплава "снизу" (для изготовления корпуса) и стеклопластика "сверху" (для внутреннего оборудования). Смысл подобного конструкторского хода вполне понятен: металл - это прочность и надежность, а пластик - эстетика и комфорт. Самый большой "Eagle", как и все более-менее крупные лодки в модельном ряду "Silver", имеет несколько модификаций. Самая простая из них во многом повторяет уже испытанный нами "Shark" - просторный открытый кокпит, двух местная центральная консоль. В модификации "Cabin" централь ная по длине треть лодки накрыта рубкой, а в носу сохранен небольшой кокпит, попасть в который можно через дверь в носо вой переборке.
СНАРУЖИ Если 5.8-метровый открытый "Shark" мы в свое время сравнивали с крейсером или линкором, то что же тогда говорить о куда более солидном 6.5-метровом каютном "Eagle"! Правда, несмотря на обилие непонятного простому глазу троллингового оборудования, "военноморских" ассоциаций практически не возникает, хотя сравнение с серьезным "пароходом" напрашивается само собой. Высокая белоснежная надстройка, обилие стекла, хромированные релинги... Явно не брутальный линкор - скорее, круизный лайнер. На борту "Eagle" вполне можно ощутить себя не безликим "водителем маломерного судна", а самым настоящим капитаном! Помимо конструкторов-судостроителей, над внешним обликом лодки явно поработали и специалисты по дизайну - несмотря на традиционность компоновки, силуэт "Eagle Star Cabin" отличается узнаваемостью и самобытностью, сохраняя при этом фирменные "силверовские" черты - например, высокий борт и погибь палубной линии у транца, характерные для всех лодок фирмы.
Потопчины по бокам надстройки довольно узки - только-только поставить ногу, однако благодаря прочным поручням на крыше перемещаться по борту можно без проблем, даже несмотря на то, что на стоянке "Eagle Star Cabin" отличается некоторой валкостью. Это и неудивительно: снабженный двумя парами реданов-брызготбойников корпус "Eagle" обладает значительной килеватостью - 18.5°. Кроме того, проникнуть внутрь лодки с носа можно и через световой люк каюты. Заливные горловины двух 110-литровых бензобаков расположены в корме по правому борту. Заправлять баки из канистр при этом можно и не покидая кокпита - достаточно серьезный плюс, учитывая вероятность дозаправки на открытой воде. На транце нашего "Eagle Star Cabin" были установлены четырехтактная "Ямаха-115" (на штатном месте) и двухтактная вспомогательная "Ямаха-9.9" (на "кринолине" по левому борту). Представители "Yachting Russia Club" признались, что сами еще ни разу не пробовали использовать вспомогательный моторчик, и предложили проделать это испытателям "КиЯ". В обоих "кринолинах" по бокам от основного мотора оборудованы рундучки, крышки которых представляют собой удобные ступеньки, с которых при желании можно дотянуться до гребного винтапри его замене. Образуемая крышкой ступенька облегчает и подъем на борт с откидного трапа для купания, расположенного по правому борту. ВНУТРИ
Спальные места, конечно, не "Хилтон", но вполне удобны даже при росте более 180 см. Мы сразу прикинули, что при желании продольное сиденье можно превратить в двуспальное, если накрыть проход в рубке листом толстой фанеры. А кроме того, кормовой кокпит при необходимости накрывается высоким тентом, под которым, пусть и в спартанских условиях, могут переночевать еще два человека. В общем, потеснившись, ночлегом можно обеспечить весь "паспортный" экипаж - 6 чел. Внутри тоже, в основном, преобладает пластик, хотя обилие его скрадывают многочисленные декоративные вставки из натурального дерева. Есть люди, которые в любом закрытом пространстве, а тем более на воде, чувствуют себя не очень уютно. Рубка "Eagle Star Cabin" не оставляет места для клаустрофобии - по площади остекления ее можно сравнить с аквариумом, особенно если учесть и прозрачную кормовую переборку. Обзор настолько хорош, что порой можно забыть, что сидишь не на открытом воздухе. А если так уж хочется высунуть голову наружу, к вашим услугам широченный сдвижной люк в крыше. Просторные лобовые стекла, естественно, оборудованы стеклоочистителями автомобильного типа, которые можно включить по отдельности. Салон оборудован системой принудительной вентиляции и отопления, круглые дефлекторы которой обнаруживаются в самых неожиданных местах. К сожалению, в отличие от автомобильной "печки", здесь не предусмотрена возможность направить весь поток воздуха в определенном направлении - например, только на лобовое стекло, и как-то в сильный дождь и туман нам пришлось бороться с его запотеванием постаринке - при помощи тряпки. Места для вещей, которые берут с собой в плавание нормальные люди, вполне достаточно - наиболее вместительный рун дук расположен под длинным сиденьем слева (часть пространства здесь оккупируют два мощных аккумулятора), достаточно места и в тумбе под водительским сиденьем. Тест-группа "КиЯ" по-цыгански запаслась таким количеством пожитков, что ездить к причалу на "Жигулях" пришлось в два рейса, однако все разместили без проблем, задействовав носовую каюту. Слева от входа в нее имеется большой открытый "бардачок" для всякой мелочевки. Панель перед ветровым стеклом образует широченную полку, на которой нашлось место даже для ноутбука с откинутым дисплеем (отчет о первом знакомстве с компьютерной навигационной системой "Tsunamis" читайте на стр. 18). О месте водителя хочется сказать особо. Наш "Eagle Star Cabin" был "упакован" по полной программе: гидроусилитель руля, дистанционно управляемые транцевые плиты, электронный тахометр с электронным же указателем триммера (в виде меняющего высоту столбика), чарт-плоттер и эхолот в одном корпусе, компас, УКВ-радиостанция, держатели для радиотелефонов, мощный прожектор с электроприводом, повинующийся джойстику на панели. Удобное сиденье, стильная "баранка", крутящаяся буквально одним пальцем на всех режимах: Рулить удобно, все под рукой и перед глазами. Единственно, будь мы владельцами лодки, то переставили бы опциональные держатели для кранцев и катушку с плоским швартовным концом с носовой палубы в более удачное место: все эти приспособления, установленные больше по яхтенному, а не по катерному принципу, заметно загораживали обзор по курсу. В ДВИЖЕНИИ
Правда, стоит уменьшить ход до самого минимума (или наоборот прибавить), как лодка перестает поводить носом вправо-влево и начинает идти прямо. Увы, рыскание на малом ходу - это свойство подавляющего большинства крупных килеватых корпусов, поэтому ничего иного мы и не ждали. А вот что очень понравилось, так это что даже с максимально приподнятым на мелководье мотором поведение лодки остается практически неизменным - чест но говоря, мы ожидали при этом проблем с управляемостью. В режиме троллинга, с распущенными снастями, лодка держит курс идеально - даже несмотря на перемещения рыболовов по кокпиту, а необходимая для "дорож ки" скорость 3-4 км/ч обеспечивается без проблем при 700-900 об/мин. Выход на глиссирование. Для килеватой лодки, полный вес которой с мотором, пассажирами и багажом составляет около полутора тонн, 115 "лошадок" на транце - величина довольно умеренная. И мы были приятно удивлены, когда "Eagle" с четырьмя седоками на борту, лишь слегка приподняв нос, секунд через пять уже глиссировал. Процесс этот протекает достаточно плавно, кормовой дифферент невелик, и, чтобы видеть обстановку по курсу, с водительского сиденья привставать не требуется. Во время одного из пробегов по маршруту Куркиеки-Приозерск в лодке оказалось семь человек и около 300 кг всевозможных пожитков. Выйдя из речки в шхеру, мы дали полный газ. Под натужное гудение мотора "Eagle" приподнял нос и довольно долго оставался в этом положении. Когда мы уже окончательно разуверились в его способности одолеть "горб сопротивления", нос начал потихоньку опускаться безо всяких дополнительных усилий с нашей стороны. И пусть процесс занял пару десятков секунд, но на глиссирование мы вышли! Тут-то мы и вспомнили про клавиши управления транцевыми плитами. Напомним, что на "Shark" это приспособление показалось нам излишней роскошью, способной разве что потешить судоводительские амбиции. На тяжелом "Eagle Star Cabin" транцевые плиты являются предметом первой необходимости, и первое подтверждение тому мы получили привыходе на глиссирование с большой нагрузкой. Всего после трех-четырех коротких щелчков по надписям "down" процесс стал занимать всего 6-7 секунд! После этого плиты можно было поднять вновь, отчего "максималка" вырастала на 2-3 км/ч. Полный вперед! Со скоростными показателями и нашего "Eagle Star Cabin", и однотипной лодки со 130-сильной "Хон дой" можно ознакомиться на приводимых графиках, поэтому здесь упомянем лишь общие закономерности, которые удалось выявить. Устойчивость на курсе вполне достойная, но следует учитывать, что при поперечном перемещении пассажиров "Eagle Star Cabin", слегка накренившись, стремится плавно уехать в сторону наиболее нагруженного борта. Лучше, когда во время движения все сидят на отведенных местах, но вообще-то особых неприятностей это не доставляет: легкое движение рулем - и все в порядке. Отметили мы и склонность лодки к незначительному ходовому крену - как пра вило, на левый борт, причиной чему наверняка был реактивный момент гребного винта правого вращения. В принципе это не мешает, но при желании лодку легко поставить на ровный киль при помощи одного-двух нажатий на клавишу соответствующей транцевой плиты. Без дела не оставались и кнопки триммера. Сразу после выхода на глиссирование "ногу" мотора можно смело "отпускать" от транца. Тяжелый "Eagle Star Cabin" легко заставить идти буквально "на пятке", причем прирост скорости по сравнению с "занутренным" вариантом весьма солидный - до 7 км/ч! С нагрузкой 4 чел. и багажом удалось выжать 56.7 км/ч, а налегке с одним водителем - 61.3 км/ч. Правда, в этой ситуации при определенных условиях (например, на пологой вол не высотой 0.2-0.3 м) лодка проявляет некоторую склонность к дельфинированию.
После нескольких подобных виражей остался на месте даже никак не закрепленный компьютер, лежащий на широкой полке перед ветровым стеклом! Убрали мы его вовремя - налегке с одним водителем в особо крутом повороте с полного хода "Eagle" сорвался в занос и резко выпрямился, выбросив из-под наружной скулы веер брызг. Нам представляется, что создатели этой лодки вряд ли делали ставку на любителей острых ощущений - задача у "Eagle Star Cabin" совсем иная. Если провести параллель с автомобилями, то на тех же массивных и высоких джипах тоже мало кто гоняет по крутым "тещиным языкам", и в поворотах внедорожники тоже здорово кренит. Однако по свойственной всем испытателям привычке мы не удержались от того, чтоб не смоделировать нештатную ситуацию - например, при обходе неожиданно обнаруженного топляка - и убедились, что несмотря на внешнюю эффектность подобных маневров, их безопасность сомнений не вызывает. Лично мы получили вдобавок и несказанное удовольствие от послушности крупной и тяжелой "машины". Мореходность. Несмотря на достаточно большую килеватость, у "Eagle Star Cabin" тоже есть свои ограничения: максимальную скорость можно поддерживать при ходе против волны высотой до полуметра. При усилении волнения ход мы снижали из-за ударных перегрузок, а при волне высотой метр-полтора и вовсе предпочитали двигаться в водоизмещающем режиме. Управляется лодка даже в сильную волну весьма уверенно, и повышенное внимание на руле требуется лишь при движении вдоль волны, когда даже на быстром ходу возможны незначительные зарыскивания, ответственность за которые мы бы возложили на способность лодки "управляться креном", а также на высокую парусность надстройки. И на высокой волне, и на мелкой ряби типа "стиральной доски" все единодушно отметили бесшумность хода. Поди догадайся что корпус алюминиевый - характерных гулких ударов и металлического отзвона тут не услышишь. Секретпрост: внутренние полости, как и на всех лодках "Silver", традиционно заполнены вспенивающимся полиуретаном в более чем достаточном количестве. Лодке присвоена категория "С", разрешающая морское прибрежное плавание при силе ветра до 6 баллов и высоте волны не более 2 м. Под маленьким моторчиком. После "адреналиновых" поворотов наступило са мое время испытать вспомогательную "Ямаху-9.9". Честно говоря, вначале казалось, что малютка попросту не в состоянии сдвинуть наш "пароход" с места. Однако сомнения оказались напрасными: получив первую в своей жизни порцию бензина, моторчик легко откатил тяжеленный "Eagle" от берега в узкой протоке на заднем ходу (мы решили поберечь основной мотор среди обилия камней), а в шхере разогнал до 11 км/ч! Водителю, правда, пришлось переместиться за пределы кормовогококпита и устроиться на образованной "кринолином" ступеньке. Естественно, сидеть врубке за стильным штурвалом куда приятней, однако такой способ управления не так уж плох, как представлялось - по крайней мере, обзор по курсу оказался впол не приемлемым, поскольку, сидя у борта, всегда можно заглянуть за высокую надстройку сбоку. И все же после применения "временного" мотора у нас возник ряд соображений.
Швартовка. Мы неоднократно швартовали наш "Eagle Star Cabin" и у более-менее цивилизованных причалов, и на природе. Несмотря на большие размеры лодки и наличие рубки, справиться с этой задачей легко и в одиночку. При подходе к какому-нибудь безымянному островку в шхерах можно смело утыкаться носом прямо в пологий каменный "пляж", образованный монолитной гранитной скалой - на мощном форштевне не останется даже царапины. Да и вообще при всем обилии упрятанного под водой гранита чувствуешь себя более чем уверенно: "Silver" - чемпион среди всех европейских лодок такого класса по толщине обшивки, которая составляет на днище 4 мм. Швартовка - логическое завершение любого плавания, и, оставляя лодку в приозерской гавани, мы расставались с ней не без грусти. Если любители "Eagle Star Cabin" действительно организуют фан-клуб, мы в него обязательно вступим. статья опубликованна в журнале "КАТЕРА И ЯХТЫ" № 177 за 2001 год |